Что скрывается за витриной американской DreamTrips – расследование HL
В соцсетях множится число юношей и девушек, зазывающих людей в «крутой» клуб DreamTrips для тех, кто хочет выгодно путешествовать «без турагентств» да еще и зарабатывать вместе с надежной американской компанией. Их Инстаграм и ВК переполнены красивыми фото и фразами о саморазвитии, бизнесе и пути к мечте. Корреспондент HotLine.travel Алёна Струнина разбиралась, как строится сетевой маркетинг, предлагаемый туристам, и соответствуют ли обещания реальности.
Как работает система
DreamTrips – это проект американской компании WorldVentures, существующей с 2005 года и базирующейся в Техасе. Услуги членам клуба оказывает туроператор Rovia, входящий в тот же холдинг. По информации с сайта представители компании работают в 30 странах, в том числе в России. Офиса у нас нет, но вербовка членов на тренингах идет очень активно, в лучших традициях сетевого маркетинга.
Например, 12 мая в Москве перед многолюдной аудиторией молодых и амбициозных выступал румынский гуру проекта Разван Динка.
По его собственным словам, он уже достиг ежемесячного дохода 50 000 $. Рассказ об истории своего успеха спикер разбавлял вопросами в духе: «А вы любите свою маму? А путешествовать? А деньги?» И все они, конечно же, находили живой отклик в сердцах слушателей. Моя соседка, с которой я делила наушник для синхронного перевода, периодически вскакивала с места и кричала «Да!» вместе со всеми своими единомышленниками в зале. В конце нам показали яркие слайды, обещая, что именно через DreamTrips мы получим самые дешевые цены на отели и авиабилеты в сети Интернет; веселую компанию в туре «из таких же, как вы, веселых и активных ребят»; сопровождающего от компании.
Если перейти к прозе жизни, то для того, чтобы начать путешествовать с DreamTrips, необходимо стать членом клуба. Сделать это можно на сайте компании только через реферальную ссылку любого из действующих участников. При регистрации вам предложат два варианта подключения: Gold или Platinum. В первом случае стоимость участия составит 200 $ годового депозита (а точнее, по закону жанра, 199,99 $) плюс за каждый месяц абонемент в 55 $, во втором – 300 $ за год и 100 $ ежемесячно. Причем деньги автоматически превращаются во внутреннюю валюту – поинты. Годовой депозит вы можете сразу потратить на оплату 50 % стоимости первой поездки, а вот второй взнос – ежемесячный – будет копиться до конца года. Нетрудно подсчитать, что по годовому варианту членство сопоставимо с тратами на хороший фитнес-клуб – за год придется выложить 860 $.
Затраты можно «отбить», вовлекая новых участников. Например, за каждого подключившегося через вас к системе Gold вы получите 100 $ поинтами, а к Platinum – 50 $ наличными и 200 поинтами. А если вы захотите всерьёз заняться этим бизнесом и построить свою сеть, то вам обещают, что заработки вырастут в разы.
В чем экономия?
Под видом любопытствующего клиента я решила связаться с одним из членов клуба и выяснить, насколько выгодны предложения по отдыху. Для привлечения внимания он опубликовал в своем блоге некоторые туры, но направления там преобладали не самые популярные – Румыния, Словакия, Колумбия… Причем на три-четыре дня. Увидеть все 2 000 предложений, которые, по словам «наставника», сейчас есть на сайте, нельзя – надо стать членом клуба.
Тем не менее он помог мне сориентироваться в ценах на некоторые дримтрипы. Я выбрала для себя Родос и Пунта-Кану и сравнила цены на них с предложениями от российских туроператоров. Так, тур на греческий остров на семь ночей (8–15 июля) с размещением в Mitsis Grand Hotel и круизом на остров Сими обойдется у клуба 969 $ на человека. По курсу это почти 60 тысяч рублей. С билетами авиакомпании Aegean на двоих поездка выйдет 165 тысяч рублей. Для сравнения: на сайте Sunmar размещение в этом отеле можно забронировать за 111 941 рубль, а полноценный тур обойдется в 147 тысяч рублей (а/к Royal Flight). Дневной круиз на Сими можно при желании найти по цене 50–60 €.
Доминикана на четыре ночи (11–15 октября) с размещением в AlSol Tiara Cap Cana с перелетом и подводным плаванием в DreamTrips будет стоить порядка 153 тысяч рублей (33,8 тысячи рублей – отель + экскурсия и около 120 тысяч – самые дешевые авиабилеты на прямые рейсы Azur Air). У ANEX Tour тур с аналогичными условиями, но без снорклинга – почти столько же – 156 тысяч рублей.
Что американцу хорошо, то русскому…
Итак, на первый взгляд цены американской компании выглядят конкурентоспособными, но реальная экономия иллюзорна, так как не включены авиабилеты. Чтобы «отбить» затраты на членство, путешествовать через этот клуб придется несколько раз в год и активно заниматься сетевым маркетингом, а это в России мало кто может себе позволить. Кроме того, далеко не все выгодные предложения компании стыкуются с реальными потребностями туристов. Кто полетит в Доминикану на четыре дня? Для туриста из США это нормально, для россиянина – нет.
Нельзя не отметить также, что деятельность DreamTrips находится вне правового поля России. У WorldVentures, как и у их туроператора Rovia, нет зарегистрированного в России юрлица, через которое осуществляется организация путешествия. Платёж идет сразу за границу и, если отдых окажется испорчен, предъявлять претензии придется на территории США. Кроме того, ответственность иностранной компании, в отличие от российских туроператоров, не застрахована.
Интересно также, что в 2014 году в Норвегии компания WorldVentures была официально признана финансовой пирамидой, ее деятельность запрещена. В результате судебного разбирательства выяснилось, что доходы от продажи туруслуг составляли всего 5–6 % годового оборота фирмы, вся остальная часть формировалась за счет депозитов, которые вносили всё новые и новые участники. А это шло вразрез с требованиями местного законодательства.
Получается, что большинству из тех, кто теоретически мог бы пользоваться услугами американской фирмы для организации своего отдыха, выгоднее все-таки не покупать членство в клубе, а откладывать эти же деньги дома в банку.
Напомним, несколько лет назад мы уже писали о другой сетевой компании Swiss Halley, активно набиравшей участников под легенду о надежном швейцарском туроператоре и больших скидках на отели.
Судя по тому, что сейчас о ней ничего не слышно, в России туристический МЛМ-бизнес не пошел. Видимо, участники того клуба со временем поняли – чудес не бывает.
Кстати, бренд DreamTrips раньше уже пытался продвинуться на наш рынок – в Интернете можно найти критические отзывы пользователей от 2010–2011 годов. Непонятно, что стало причиной новой волны – количество поисковых запросов к Яндексу по этой компании с начала года выросло в разы. Разгадка, вероятно, вот в чём. По данным alexa.сom, основной трафик на сайт клуба DreamTrips идет из США, Бразилии, ЮАР и, как ни странно, Румынии. Не исключено, что тот самый румынский гуру, выступавший в Измайлово, решил расширить свою сеть рефералов.